Опубликовано

Учимся строит мир для всех одинаково доступный

2019.05.21: фото с заключительного семинара.

В современном мире реабилитационных технологий много внимания уделяется вопросам доступности разнообразных сервисов и услуг для мало мобильных категорий населения. Вы можете спросить о том, кто же это такие, а мы вам расскажем о том, что это инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, а еще пожилые бабушки и дедушки, которым в силу их заболевания так сложно ходить и жить в нашем стремительно летящем мире.

В Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского тоже решили не отставать от тенденций российской и мировой реальности, создали свой проект, который стал победителем фонда Президентских грантов и выиграли денежные средства, на которые и реализуют свою задумку. Она очень проста – научить всех создавать доступную среду в рамках деятельности вновь возникшего центра профессиональных компетенций «Доступ Плюс», рассчитанного для тех, кому это нужно, то есть совершенно бесплатно предоставить знания тем, кто действительно заинтересован в силу собственного неуемного характера или должностных требований в осознании того, что же такое безборьерная среда. Постичь азы столь сложного дела решили и члены Пятигорской местной организации ВОС – журналист Вероника Филиппова, а также администратор сайта организации Александр Козлов.

Начиная с 29 апреля, мы занялись делом. В третьей по счету группе нас было около 20. Курс содержит четыре основные блока.

В первом – раскрываются общие представления о том, что же такое доступная среда, когда появляется универсальный дизайн, как необходимо взаимодействовать с инвалидами, имеющими те или иные трудности, чтобы всем было удобно и не горестно,  чтобы ни кто не чувствовал себя одиноким.

Второй раздел разработчики курса посветили очень серьезным трудностям – это нормативная база организации доступной среды в России. Поверьте, это такое важное знание, что и переоценить его нельзя, ведь каждому из нас предназначено действовать в поле закона, а как его понять в этой области отвечает представляемая учебная программа.  

Третья часть связана с  теми компонентами, которые мы должны включать в само это понятие «доступности». Заметим, что мало сделать пандусы или разметку для незрячих, нужно еще создать актуальные для понимания всех указатели, официальные сайты органов управления, учебники и учебные пособия, а самое главное – отношение к тому, что люди с проблемами здоровья – это субъекты жизни, ее неотъемлемые элементы, точно такие же, как и сотни других, но здоровых, ведь мы также живем и развлекаемся, учимся и постигаем новое, общаемся и ходим в официальные учреждения.

Заключительный элемент курса связан с организацией доступной среды. Здесь раскрывались механизмы разработки специальной документации, в том числе и Паспорта доступности конкретной организации.

Да, хочется сказать большое спасибо создателям, ведь каждый этап курса снабжен не только лекциями, но и множеством дополнительной информации, которая пригодиться для более глубокого анализа.

Курс пройден, но надо же как-то и оценить свои знания. Нам также в Интернете был предоставлен тест. Всего 40 вопросов, но они охватили все то, что показано и рассказано, мы смогли понять над чем надо поработать, что пока еще не известно.

Итогом онлайн работы стал практикум по созданию Паспорта доступности. Вот я, к примеру, составила такой документ для своего подъезда, а мой коллега – Александр Козлов анализировал на предмет безборьерности помещение Пятигорской местной организации ВОС.

Онлайновая часть подошла к концу, документы отправлены, но это не все. А как же живое общение.

21 мая мы, учащиеся и просто любопытные,  собрались в нашем родном Георгиевске. К нам в город приехали интересующиеся специалисты из Ессентуков, Лермонтова, Пятигорска, а еще и те, кто создал этот праздник знания – представители библиотеки. В лице директора Екатерины Захаровой, ее заместителя Елены Лихонос, психолога Елены Свешниковой и правоведа. Вместе с ними мы подвили итоги тестирования и поговорили об успехах и неудачах в организации доступной среды, а в качестве разгрузки психолог раскрыла всем азы психологической защиты.

Поделились и опытом взаимодействия с инвалидами. Например, заведующая Георгиевским филиалом библиотеки Светлана Радченко поведала о взаимодействии между первичной организацией общества слепых и библиотекой в нашем округе, мастер производственного обучения Ессентукского колледжа  Олег Копосов рассказал как его незрячие ученики, постигающие азы компьютерной грамотности, взаимодействуют с инвалидами других категорий, чем занимается учебное заведение при реабилитации инвалидов. А, я ваша покорная слуга, рассказала о значении средств массовой информации Всероссийского общества слепых в жизни инвалидов, ведь это действительно важно, когда есть от куда узнать, а для каждого незрячего корреспондента «Диалог» и  «Наша жизнь» — это любимая работа, на которой мы просто специалисты, умеющие и стремящиеся к совершенству.

Слова благодарности прозвучали в адрес учреждения социальной защиты Георгиевского округа, а также директора Георгиевского дома культуры, любезно нас всех встретившего.

Вот так в доброй и приветливой обстановки мы делились впечатлениями. В конце посмотрели фильм с Тифлокомментарием, погуляли по Георгиевскому дому культуры, где сделали многое для организации безборьерной среды.

В завершении семинара всем участникам были вручены сертификаты, которые свидетельствуют о прохождении курса и повышении квалификации. Замечу, что для учащихся все занятия, тестирование и семинар был полностью бесплатным.

Подошло к концу наше знакомство с центром «Доступ Плюс». Тем не менее, хочется верить, что  такие инициативы в нашем крае не останутся пустым звуком, что они будут развиваться и находить отклик.