Опубликовано

Шрифт Л. Брайля как средство реабилитации инвалидов по зрению.

Изображение логотипа мероприятия

Именно под таким названием, 17 мая 2019 года, на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «ГЕОРГИЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ» в рамках практико-ориентированного семинара «Особенности организации ид проведения учебных занятий при инклюзивном образовании», мною был проведён мастер-класс.

Этот семинар является частью проекта «ABILIMPIX RUSSIA». Участвовали в нём преподаватели различных образовательных учреждений Ставропольского края, в той или иной степени, заинтересованные в том, чтобы в их организациях могли обучаться инвалиды, в том числе, и по зрению.

Для начала, я рассказал и показал на практике особенности рельефно-точечного метода чтения и написания с помощью системы Л. Брайля.

Были рассмотрены следующие вопросы:

— кто такой Луи Брайль;
— история возникновения и этапы развития шрифта, названного в его честь;
— шеститочие, номера точек и их расположение при чтении и письме;
— почему незрячие читают слева направо, а пишут наоборот: справа налево;
— «БОЛЬШАЯ БУКВА»: её обозначение и применение при использовании рельефно-точечного метода чтения и написания;
— «Цифровой знак»: для чего нужен?
— что такое специальная бумага для письма по Брайлю;
— Брайлевский прибор и грифель: их разновидности и конструктивные особенности;
— правильная постановка рук при чтении книги, написанной с использованием рельефно-точечного способа;
— как зафиксировать лист в приборе для письма по системе Л. Брайля;
— правильная постановка рук и способ удержания грифеля;
— и другие нюансы, использования рельефно-точечной системы.

Для лучшего восприятия информации зрячей аудиторией, была создана презентация, с помощью которой производилось визуальное дублирование всей информации.

Ознакомившись с теорией, мы приступили к практической части нашего занятия.

Все желающие, а таких набралось немало, могли попробовать написать, а затем прочитать, слово «Георгиевск», используя Брайлевский прибор, грифель и бумагу.

Конечно же, с непривычки, большинство попыток не привели к положительному результату, но явились тем опытом, который, по моему мнению, будет полезен в тех случаях, когда в учебные заведения, которые представляли участники семинара, поступят для обучения незрячие и слабовидящие студенты.

Участие в этом семинаре показало то, что наше общество, в том числе и преподаватели, недостаточно владеют информацией об инвалидности, инвалидах, в том числе, и по зрению.

Большой резонанс вызвал рассказ о том, что Брайлисты могут конспектировать лекции наравне со зрячими студентами, выполнять (используя прибор и грифель) сложные математические действия, читать и записывать музыкальные ноты и многое другое.

Для меня, как для ведущего, такой практикум стал поводом задуматься о том, что, как обществу слепых в целом, так и каждому из нас восовцев, следует уделять большее внимание пропаганде того, что инвалиды – это обычные люди со своими желаниями и потребностями, которые способны жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу, стране и всему человечеству.

С уважением, Александр Козлов.

P.S. Специально для читателей, обладающих достаточным зрением, немножко наглядного материала.